Интернет-магазин ФлористиК плюс 
  (048) 735-35-56             Материалы и аксессуары для флористики, декоративная упаковка,      
Вторник, 20.11.2018, 17:12                                                                                                                                    инструменты для рукоделия
ВНИМАНИЕ! Этот сайт на закрытии. Все товары в наличии - перейдите по ссылке 

                                                      sl-sk.prom.ua


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"                   (067) 756-40-02;         (095) 112-20-06;       (063) 735-35-56
Главная | Мой профиль | Выход | RSS












Форма входа


Логин:
Пароль:

Поиск товара

Категории раздела

Корзина

Ваша корзина пуста

Нам доверяют

  • ОТЗЫВЫ на prom.ua

  • ОТЗЫВЫ на zakupka.com




  • Статистика


    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    miller2004k
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Узоры разнотравья

      Многие любители декоративного творчества увлекаются изготовлением различных игрушек и фигурок из соломы. Но заготавливать ее нелегко, да и не каждому доступно. А между тем мало кто подозревает, какой прекрасный природный материал находится у нас буквально под ногами и ежегодно пропадает — гниет или сгорает. Речь идет о деревянистых стеблях сорняков. 

        Как известно, все многообразие форм окружающего нас мира сводится всего к нескольким основным геометрическим объемным формам: призме, шару, конусу, пирамиде и тору. Все эти формы легко вырезать из связанных в пучки стеблей с помощью острого ножа. Комбинируя геометрические тела с учетом их размеров и пропорций, можно получить пластическое изображение всех без исключения окружающих нас предметов и животных, в том числе и человека. Разумеется, это будут не точные копии изображаемого объекта.

    Травы, стебли которых потребуются нам для изготовления декоративных фигурок, хорошо известны как жителям деревень, так и городов, поскольку растут они всюду, но особенно охотно заселяют пустыри.

    В бурьяне, нередко рядом с домом, растет пустырник. Цветы пустырника колючие, хотя само растение, включая стебель и листья, опушено мягкими шелковистыми волосками. Листья и цветы пустырника - ценное лекарственное сырье, поэтому его стебли можно срезать только осенью, когда листья и соцветия будут собраны. Разрезая четырехгранный стебель пустырника в разных направлениях и под разными углами, можно получить квадраты, ромбы и вытянутые прямоугольники. Во второй половине лета стебли полыни обыкновенной окрашиваются в буро-фиолетовый, темно-коричневый или почти черный цвет. Только в эту пору становится понятным, почему этот вид полыни называют в народе чернобыльником. Потемневший стебель-признак того, что он приобрел высокую прочность.

         На сухих склонах, пустырях, обочинах дорог, в бурьянах около жилья и в посевах обычно выделяются ярко-желтые зонтики, напоминающие укроп. Это пастернак — многолетнее растение, растущее в диком виде в европейской части нашей страны, Сибири, Казахстане и на Кавказе. Стебель с соцветием появляется у пастернака на второй год жизни. У корня он цилиндрический, а ближе к середине и у вершины угловаторебристый. Срезы стебля представляют собой разнообразные звездочки неправильной формы. Ребристый стебель пастернака хорош для нанесения на его стенки оригинальной резьбы, применяемой для декодирования отдельных фигурок. 

          Почти всюду над зарослями пустырных растений возвышаются крупные желтоватозеленые, белые или слегка розоватые зонтики дудников. В средней полосе распространены два вида дудников — лесной и лекарственный, или дягиль (с м. ф о т о). У всех дудников ствол трубчатый, полый внутри. Дудники — наиболее ценное сырье для изготовления декоративных фигурок. Заготавливают сырье во второй половине лета, осенью, зимой, а если отмершие растения сохранили достаточную прочность, то и ранней весной. В конце лета и осенью иные стволы травянистых растений становятся настолько твердыми, что их приходится не ножом срезать, а спиливать пилкой с мелкими зубьями.

       С заготовленных стволов и тонких веточек, после предварительного вымачивания или вываривания, снимается ножом верхняя бурая или буро-зеленая кожица. Очищенные стволпосле высушивания становятся почти белыми со слегка кремоватыми, зеленоватыми или красноватыми оттенками. На поверхности очищенных от кожицы стволов находятся одеревенев-
    шие волокна.

       Наружную поверхность очищенных стволов и ответвлений окрашивают в темно-коричневый цвет анилиновыми красками или морилкой для дерева. Контрастное сопоставление фактуры и цвета внутреннего слоя с внешней темной окраской ствола — один из способов усилена я выразительности будущих изделий.

        Обычно вместе со стволами заготавливают и растения для изготовления веревок.

        Свитые из травы веревки используются не только для связывания пучков стеблей, но и как декоративные детали. Поэтому веревочные обмотки не маскируются, а, наоборот, располагаются на самом видном месте игрушки или фигурки. Из этих элементов можно создать простейший рельефный
    узор. При желании его разнообразят, уменьшив или увеличив количество витков, применив заготовки различной толщины и окраски. Можно также свить
    веревку из жгутов, окрашенных заранее в различные цвета.

    В качестве заготовок для витья веревок используют рогоз, камыш, ситник развесистый
    (см. р и с. А, Б, В). 

        Заготавливают сырье для веревок с середины лета и до поздней осени. Растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро. Достаточно одного-двух дней, чтобы получить нужный для работы материал. Но прежде чем приступить к сушке, у рогоза и камыша отрезают комлевые участки стволов. Высушенные под навесом листья и стебли сохраняют зеленовато-бурую окраску. Если же их сушить на солнце, то они выгорят и станут желто-бурыми. Разную окраску, полученную при различных способах сушки, можн использовать в декоративных целях. Заготовленный впрок материал нетуго связывают в пучки в двух-трех местах и подвешивают на хранение на чердаке или в сухом помещении.

        Теперь расскажем, как вить веревки.

        Пряди или жгуты, из которых свивается веревка, называются каболками. В зависимости от назначения веревки вьют из двух, трех и более каболок. Прием простой: каждую каболку поочередно скручивают и заводят одну за другую. Прочность веревки не зависит от того, какая крутка — правая или левая — была применена в процессе ее изготовления. Поэтому каждый мастер-веревочник скручивает пряди или жгуты так, как ему удобнее. На наших рисунках показана правая крутка, выполняемая по часовой стрелке. Если же кому-то удобнее применять левую, то имейте в виду: процесс витья останется тот же, только он будет как бы отраженный зеркально.    

        Для витья веревок мастера обычно используют специальные крюки, размеры которых выбирают в зависимости от толщины и длины свиваемых веревок. Рогатки этих крюков вырезают с таким расчетом, чтобы один конец развилки был примерно в три раза длиннее другого (длинный конец служит рукояткой). На рисунке мы показали, как намотана на крюках травяная пряжа.

        Подготовив пряжу, концы ее связывают и надевают на металлический крюк, прикрепленный к стене. Натянув пряди, крючок в правой руке вращают по часовой стрелке. Выполнив два-три оборота, крюк из правой руки перекладывают в левую, а крюк из левой руки в правую. При перекидывании крюков необходимо следить за тем, чтобы правый крюк шел сверху, а левый — снизу (с м. р и с.).

         На рисунках: витье веревок на крюках и без них; связывание стеблей.

        Весь процесс витья состоит из последовательного повторения этих операций. По мере удлинения свитой веревки постепенно отступают назад, сбрасывая с рогаток виток за витком. Одновременно готовую веревку наматывают на крюк, укрепленный в стене.

        Из коротких заготовок веревку удобнее вить не на крюках, а пальцами (с м. р и с.). Процесс витья такой же, как и при использовании крюков, но перед работой траву увлажняют. Два жгута, связанные вместе, набрасывают на крюк, укрепленный в стене. Один жгут бе-
    рут в левую руку, другой — в правую. Жгут в правой руке скручивают между большим и указательным пальцами и пере водят в левую руку. В свою очередь, жгут из левой руки переводят в правую и скручивают. Скрути
    в, вновь из правой руки переводят в левую. Как только один из жгутов кончится, его наращивают новым. Конец нового жгута совмещают с концом старого. Скрутив их вместе, новый жгут перекладывают в левую руку и продолжают витье в обычном порядке. Когда веревка необходимой длины будет готова, торчащие остатки жгутов обрезают ножницами. 

        Прежде чем обматывать веревками пучок стеблей, его стягивают по краям двумя резинками (с м. р и с.). В одном из стеблей шилом просверливают отверстие, в которое затем вставляют конец крученой веревки. Пучок туго обматывают, плотно укладывая стебли виток к витку. Чтобы витки как можно плотнее прилегали друг к другу и к пучку стеблей, веревку нужно постоянно подкручивать. Оставшийся конец веревки заправляют в отверстие, просверленное у края обмотки. Точно так же обматывают пучок стеблей с противоположного края. Потом резинки снимают, а в отверстия, в которых закреплены концы веревки, пускают по одной капле жидкого клея ПВА.

     

        Это все была подготовительная операция, теперь попробуем сделать фигурку водоноски (с м. ф о т о). Она состоит из семи деталей, каждую из которых изготовляют отдельно. Для корпуса — основной детали фигурки — потребуются стебли примерно одинаковой толщины. В каждом стебле, используя приспособление, изображенное на рисунке 1, проделайте шилом отверстия на одинаковом расстоянии от края. Стебли-трубочки разложите в ряд по мере увеличения их диаметров и соедините друг с другом с помощью прочных суровых ниток, вдетых в иголку (р и с. 2). 

    Перед тем как свернуть полученную ширмочку в рулон, нанесите на нее две клеевые дорожки. Это необходимо для того, чтобы стебли в рулоне не смещались относительно друг друга. Свернув рулон (р и с. 3), обмотайте пучок стеблей оставшимися концами ниток и крепко свяжите их (р и с. 4 А). Для надежности на края пучка временно наденьте резиновые колечки, нарезанные из старой велосипедной камеры. Затем обмотайте пучок свитыми веревками так, чтобы они закрывали собой нитки. Острым ножом срежьте стебли в пучке, придав верхней его части сферическую форму (р и с. 4 Б). Трубчатые стебли, срезанные под острым углом, должны иметь на торцах форму овалов.  Все вместе они образуют своеобразную сетку, которая на фигурке будет восприниматься как простейший узор. Его можно усложнить, сделать более выразительным с помощью дополнительных вставок (р и с. 5).  

    Вставки — это небольшие отрезки цилиндрических или ребристых стволов. Кусочки стволов пастернака, вставленные в цилиндрические стволы и срезанные заподлицо с ними, украсят сетчатый орнамент звездочками. Но и цилиндрические вставки позволяют создать довольно выразительный орна-
    метнальный рисунок на поверхности фигурок. Так, например, в один полый цилиндрический ствол можно вставить последовательно несколько полых круг-
    лых стволов меньшего диаметра. Самую первую вставку окрашивают морилкой и, как только она высохнет, вставляют в ствол так, чтобы ее торец оказался
    несколько утопленным, примерно на 1,5 — 2 мм. Следующую трубку, имеющую меньший диаметр, вставляют так, чтобы ее торец находился на
    уровне торца большого ствола.

        Чтобы изготовить руку водоноски, вокруг полого цилиндрического ствола дудника обертывают ширмочку, собранную из тонких стеблей (рис. 6 А).
    Связывают ее нитками, а затем веревкой (рис. 6 Б, В, Г).

     

     

     

     

     

     

     

     

          Примерно так же изготавливают голову (рис. 7). Только ширмочкой из тонких стеблей обертывают деревянный кругляш. На одной стороне кругл яша тонкой кисточкой рисуют глаза, нос и рот. С противоположной стороны вставляют пучок стеблей, который срезают на конус. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

          Ведра для водоноски делают из толстого ствола дудника (рис. 8). Отрезок трубки надпиливают с двух сторон, затем надпиленные участки скалывают. В образовавшихся ушках просверливают шилом отверстия для дужки ведра (ее нужно выгнуть из тонкой проволоки). С противоположного торца цилиндра стамеской или кончиком ножа выбирают углубление, в которое затем вставляют круглое донышко. На ведерке твердым простым карандашом проводят продольные полоски, имитирующие стыки клепок бочарного ведра. Для выразительности можно клепки подтонировать слабым раствором марган-цовки или ореховой морилки. На каждое ведро «надевают» обручи, обматывают вокруг

    них распаренные и окрашенные морилкой травяные соломинки.

         Коромысло делают из тонкого ивового прутика, расщепленного пополам и заостренного на концах. Затем готовые детали собирают вместе.

         Работу над другими декоративными фигурками, изображенными на фото, ведут в основном в той же последовательности.

    Г. ФЕДОТОВ

    Категория: Мои статьи | Добавил: sagli (20.05.2014) | Автор: Журнал "Юный техник" №8, 1986
    Просмотров: 611 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Наверх